Четверг, 02.05.2024, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Наш опрос
Что по-Вашему целесообразно покупать в рассрочку?
Всего ответов: 346
Наши партнеры
  • ДИССЕРТАЦИИ ОТ 100 тыс. руб.
  • ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРНОГОРИИ




  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    доска объявлений
    Главная » Статьи » Статьи о рассрочке

    Метод исламского финансирования Иджара и финансовый лизинг: сравнительный анализ
    Болджурова А.С. Метод исламского финансирования Иджара и финансовый лизинг: сравнительный анализ     

    Растущая популярность принципов исламского финансирования во всем мире привлекает внимание исследователей и специалистов в этой сфере, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Однако публикации на территории Кыргызстана несут описательный характер и в большинстве своем дублируют друг друга. Как правило, это объясняется отсутствием достаточного объема информационного материала на русском языке, а также недоступностью зарубежных исследований в этой сфере, публикуемых на английском и арабском языках.
        Тем не менее, исламское финансирование представляет собой целый институт "со своей методологией и инструментарием" и потому, для полного понимания функционирования этих механизмов не достаточно лишь описания и констатации существования исламской экономической модели. Всесторонние исследования многочисленных методов и контрактов исламского банковского дела и финансирования помогают читателям сориентироваться и понять их природу и экономическую привлекательность.
        Методы исламского финансирования в основе своей не особенно отличаются от общепринятых, однако наличие своей специфики предполагает их изучение в контексте сравнительного анализа. Представляет интерес изучение традиционного контракта банковского дела - финансового лизинга в сравнении с контрактом исламского банковского дела Иджара и его разновидностью Иджара Мунтахийя Биттамлик.
        Запрет в мусульманском праве на предоставление оплаты за временное использование денежных средств в виде процентного вознаграждения, т.е. запрет на риба (Священный Коран 2:276, 278, 279), ограничивает в действиях исламских финансистов, которые, однако, нашли оптимальный выход из создавшегося положения, учитывая, что в исламе также наложен запрет на омертвение капитала. Другими словами, капитал должен приносить пользу для его владельца, вместе с тем и пользу обществу, а не лежать мертвым грузом, и не должен использоваться в запрещенных мусульманским правом экономических сделках. Следует отметить, что в соответствии с мусульманским правом или как еще его называют фикхом , имеющем 14-тивековую историю развития, экономическое поведение должно исходить из принципов:
        • дозволенности совершаемых сделок;
        • устранения затруднений;
        • воплощения в жизнь общественного благосостояния;
        • реализации всеобщей справедливости.
        Рассмотрим, что же представляет собой традиционный финансовый лизинг. В первую очередь - это операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования и характеризуется трехсторонними взаимоотношениями. Его особенности заключаются в следующем:
         лизингодатель приобретает имущество специально для передачи его в лизинг;
         право выбора имущества и его продавца принадлежит лизингополучателю;
         продавец имущества знает, что оно специально приобретается для сдачи в лизинг;
         имущество непосредственно поставляется лизингополучателю;
         претензии по качеству имущества лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;
         риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю.
        В кыргызском финансовом праве отношения договаривающихся сторон в контракте финансового лизинга регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О финансовой аренде (лизинге)" от 23.07.2002 г., N121, а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ними. Что касается бухгалтерских проводок, то они регулируются в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) N17 в редакции 1997 года .
        В банковской системе Кыргызстана совокупный объем доходов от сделок финансового лизинга по коммерческим банкам не значителен. В структуре валового внутреннего продукта по добавленной стоимости эта сумма отнесена к графе "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям" как одной из многих составляющих. Что касается отчетных данных Национального банка Кыргызской Республики, то из-за незначительных показателей средств по договорам финансового лизинга, они относятся, как правило, к графе "Прочие" в кредитах, выделенных коммерческими банками в национальной валюте на определенный срок. Незначительность данной суммы подтверждается на следующем примере. В договорах кредитования в национальной валюте на срок от 6 до 12 месяцев за 2005 год сумма по статье "Прочие" составила 158900,7 тыс. сом , т.е. порядка лишь 10,0 % от общей суммы кредитов, выданных на данный срок (1 586 688,4 тыс. сом.) . Допуская, что данная величина состоит также из сумм по другим банковским операциям, не трудно понять, что "чистые" кредиты по контрактам финансового лизинга еще меньше. Другими словами, договор финансового лизинга не столь популярен в банковской системе Кыргызстана, как среди кредиторов, так и клиентов банка.
        В исламском банковском деле аналогом финансового лизинга является контракт Иджара, имеющий разновидность, называемой Иджара Мунтахийя Биттамлик . Иджара - это вид инвестиционной деятельности по специальному приобретению арендодателем оборудования или другого имущества в собственность и предоставление его арендатору в имущественный наем (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, за плату. Иджара Мунтахийя Биттамлик - это соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятое в аренду (временное владение и пользование) имущество, либо по окончании срока действия договора Иджара, либо поэтапно в течение периода действия контракта.
        Как видим, по большому счету, цели общие. Однако принципы подхода имеют существенные отличия. Начнем с того, что предметом в договоре финансового лизинга может быть лишь имущество, предназначенное для предпринимательских целей. Что касается Иджары, то здесь имущественный спектр имеет мало ограничений. Клиент банка может заключить договор Иджара по использованию или приобретению как промышленного оборудования, так и имущества для личного пользования, например, жилого дома, автомобиля либо другой дорогостоящей бытовой техники или как еще их называют "любых непотребляемых вещей". Это особенно актуально, поскольку услугами данного вида финансирования могут воспользоваться не только юридические лица либо частные предприниматели, но и физические лица. А значит клиентская база исламских банков, применяющих данный вид финансирования, автоматически расширяется. Однако в Законе КР "О финансовой аренде (лизинге)" (ст.3 п.2) оговаривается другое ограничение для предмета договора финансового лизинга - это "природные объекты..., а также имущество, запрещенное законодательством Кыргызской Республики для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения". А в договоре Иджара самым главным ограничением является то, что предмет договора, а также выгоды от его использования должны быть законными с позиции шариата . Например, арендуемое помещение по контракту Иджара не должно использоваться для производства запрещенных товаров и услуг, таких как производство алкогольной или табачной продукции, свинины, наркотиков или порнографической продукции в любом виде.
        Более детальное рассмотрение различий и сходства двух видов аренды (финансового лизинга и Иджары) показаны в сравнительной таблице (см. приложение). Однако с позиции легитимности договора Иджара следует отметить, что если договор финансового лизинга должен быть регламентирован с точки зрения законодательства страны, где он осуществляется, то в отношении Иджары требования возрастают, так как помимо светского законодательства сделка такого характера должна соответствовать нормам мусульманского права. Приведем мнение авторитетного специалиста по исламскому финансированию профессора юридического факультета Каирского университета Аль-Азхар, доктора Хусейна Хаммед Хассаана, являющегося президентом Ассамблеи юристов-мусульман Америки: "Иджара - это договор, в соответствии с которым получают выгоду от собственности..., в момент заключения договора, когда выгода еще не существует, хотя предмет договора, т.е. помещение, сдаваемое в аренду, существует. Согласно мнению мусульманских правоведов (факихов), выгоду получают постепенно, временной фактор является важным параметром для их исполнения". Основными условиям для арендованных помещений, по его мнению, должны быть: физическое наличие помещения; должна существовать возможность ее передачи и возможность извлечения выгоды, являющейся предметом договора; должен быть известен период использования помещения; однозначно определена арендная плата, метод и график ее выплаты, а также иные условия, "посредством которых достигается понимание и посредством которых можно избежать неосведомленности и неопределенности (гарар )". Далее, он отмечает, что существование собственности, сдаваемой в аренду, является доказательством существования выгод .
        Так в чем же явное отличие между рассматриваемыми финансовыми контрактами? Оно заключается в отсутствии процентных отношений в договоре Иджара, впрочем, как и во всех контрактах исламского банковского дела. Иначе говоря, кредитор не может требовать от арендатора некой платы "за использование кредитных ресурсов", что в принципе является в завуалированном виде процентом. В финансовом лизинге инвестор не принимает действенного участия в приобретении, а значит принятия на себя ответственности (права собственности), и в содержании предмета договора. Его участие ограничивается предоставлением средств и контролем над своевременной их возвратностью и платностью. Иджара же предполагает принятие на себя полной ответственности с полной передачей прав собственности арендодателю, после приобретения имущества. Данный момент достаточно существенен и обязателен, так как банк, выступая в роли арендодателя, дабы соответствовать требованиям шариата, идет на увеличение собственных рисков. Исследуя аспекты риска в контрактах Иджара, обратимся вновь к мнению специалиста.
        В своем труде "Исламские инвестиции и методы финансирования" доктор Х. Х. Хассаан отмечает: "В договоре аренды банк покупает или берет в аренду собственность не для ее использования или сохранения, вместо этого он намерен перепродать выгоды от ее использования и получить прибыль. Если банк сдает в аренду собственность третьей стороне на условиях отсроченного платежа и получает прибыль, то прибыль - это плата за его собственную ответственность, так как ответственность за ущерб и разрушение арендованной собственности несет ее владелец" .
         По большому счету исламские банки контракт Иджара ассоциируют с операционным лизингом, т.е. обыкновенной арендой. Очевидно, что банк не сильно заинтересован содержать огромные активы на собственном балансе до конца срока службы имущества, так как это противоречит самой сути банка, который не является учреждением, основной целью которого должно быть получение доходов от арендованной собственности. Отнюдь нет. В связи с этим для банка более приемлем вариант скорейшей реализации таких активов с использованием разрешенных механизмов исламского финансирования. На этот случай, как правило, исламские банки отдают предпочтение заключению сделок типа Иджара Мунтахийя Биттамлик. Этот контракт на стадии окончания срока договора максимально приближен к финансовому лизингу.
        Банк может не иметь намерения арендовать помещения постоянно, но может пожелать передать владение ими арендатору по цене, выплачиваемой в рассрочку. Следовательно, банк устанавливает первоначальную продажную цену, т.е. определяет стоимость и размер прибыли, а также число частичных платежей, и затем составляет договор аренды, в котором частичные выплаты представляют собой арендную плату за период аренды. Затем банк после окончания срока аренды и получения платежей в рассрочку, передает собственность арендатору как подарок или продает ее ему по номинальной цене. Следовательно, банк достигает своей цели - продать помещения и получить продажную цену посредством платежей, сделанных в рассрочку, сохраняя право собственности на помещения в период их аренды как обеспечение против платежей в рассрочку. "В этом случае банк имеет право на прибыль за ответственность, которую он нес по ущербу или разрушению помещений в период их аренды, так как доход принадлежит тому, кто несет за него ответственность" - отмечает доктор Х.Х. Хассаан.
        Договаривающиеся стороны приходят к соглашению о передаче прав собственности в контрактах Иджара Мунтахийя Биттамлик с помощью следующих методов:
         обещания продать за символическую или иную оговоренную плату или с помощью прогрессивной выплаты оставшейся части арендной платы или путем выплаты рыночной стоимости арендованного имущества;
         обещания подарить его (не указывая причины);
         обещания подарить его после выплаты оставшихся платежей.
        Во всех этих случаях отдельный документ, доказывающий обещание подарить имущество, продать его или подарить после наступления определенного события, должен быть составлен отдельно от договора Иджара Мунтахийя Биттамлик. Его нельзя рассматривать как неотъемлемую часть договора Иджара .
        Для мусульманских правоведов и экономистов именно эта часть договора Иджара Мунтахийя Биттамлик (среди специалистов этот договор также носит название "финансовая аренда", впрочем, как и традиционное - "финансовый лизинг") вызвала наибольшее количество дискуссий. В своем совместном исследовании "Регулирование и надзор деятельности исламских банков" признанные специалисты в исламском банковском деле М.Уммер Чапра и Тарикуллах Хан отмечают: "Некоторые юристы выразили сомнения относительно допустимости финансовой аренды . Довод, который они приводят, заключается в том, что долгосрочный и несокращаемый характер договора аренды сдвигает весь риск к арендатору, если "остаточная" стоимость активов также зафиксирована заранее. Конечный результат для арендатора может оказаться хуже, чем окончательная покупка активов через процентосодержащую ссуду. Финансовая аренда имеет, таким образом, потенциальные возможности стать более эксплуатирующей, чем окончательная покупка. Предположим, что срок действия договора аренды пять лет, арендатор должен продолжать делать арендные платежи даже, если ему не нужны активы, скажем, в течение двух лет. В случае приобретения активов через процентную ссуду покупатель может продать активы на рынке и погасить ссуду, сократив, таким образом, свои убытки. Этого нельзя сделать при финансовой аренде. Если он не в состоянии производить арендные платежи, он может потерять свою долю в активах, даже если он выплатил часть стоимости активов сверх арендных платежей" .
        Однако и преимущества этого контракта значительны. Арендодатель может продать оборудование в течение периода аренды таким образом, чтобы арендные платежи накапливались у нового покупателя. Арендованные активы служат как обеспечение и в случае невыполнения обязательств со стороны арендатора, арендодатель может взять в свое владение оборудование, не дожидаясь решения суда. Финансовая аренда помогает решить проблему, связанную с моральным риском, путем определения довольно длительного периода аренды (обычно на весь полезный срок службы арендованных активов), чтобы дать возможность арендодателю начислять амортизацию на стоимость арендованных активов, используя прибыль.
        Далее исследователи отмечают: "Почти все исламские банки используют финансовую аренду, исполняя или, по крайней мере, делая усилия, чтобы выполнить, условия шариата. "Остаточная" стоимость остается проблемой, но банки попытались преодолеть ее путем установки небольшой номинальной стоимости на остаточные средства или передавая их в качестве подарка от арендодателя арендатору" .
         Следует отметить, что по данным организации "Генеральный совет для исламских банков и финансовых институтов" (CIBAFI), расположенной в Королевстве Бахрейн, в 2003 году совокупные активы по контрактам Иджара среди 116 исследованных исламских банков составили порядка 3,5 млрд. долл. США, и занимают второе место после контрактов Мурабаха (продажа в рассрочку) по популярности и объемам финансирования из всех контрактов исламского банкинга .
        Кроме того, в Ежегодном отчете Исламского банка развития в разделе Отчет о доходах чистой стоимости акционерного капитала на конец финансового года доходы от контрактов Иджара Мунтахийя Биттамлик составили 137,2 млн. ИД (исламских динар), или порядка 50,4% от общей суммы доходов (272,5 млн. ИД), что в эквиваленте соответствует суммам 192,1 млн. долл. США и 339,5 млн. долл. США. В то же время расходы на амортизацию оборудования по контрактам Иджара Мунтахийя Биттамлик составили 83,9 млн. ИД. И даже в этом случае чистая прибыль от контрактов Иджара Мунтахийя Биттамлик составляет 53,3 млн. ИД, что намного превышает суммы прибылей от других контрактов исламского банковского дела и финансирования . Такова картина и на конец предыдущего года 1425Х (т.е. 2005г.), где данная сумма составила 36,0 млн. ИД, что значительно опережает ближайшего "конкурента" в доходах по контракту продажи в рассрочку. Это подтверждает то, что, несмотря на высокий уровень затрат, контракты Иджара Мунтахийя Биттамлик отличаются высокой степенью прибыльности, а это в свою очередь подтверждает экономическую целесообразность применения их в финансовой и банковской сфере. Не случайно исследователи исламской экономической модели уделяют столь значительное внимание этому виду контрактов исламского банкинга. Высокий уровень рентабельности, относительная схожесть с традиционным контрактом финансового лизинга, щадящие условия для клиентов банка (что в свою очередь ведет к расширению клиентской базы исламских банков), а самое главное, легитимность со стороны мусульманского права делают этот вид финансирования привлекательным и одним из наиболее популярных контрактов в мире исламских финансов.
        Безусловно, тридцати-, сорокалетний опыт исламского банковского дела не столь значителен для того, чтобы делать однозначные выводы, однако, тенденция его развития, а также стремление принимающих стран внедрять в экономику принципы финансирования соответствующие мусульманскому праву, говорят о перспективности этого вида бизнеса. А сравнительный анализ одного из контрактов исламского банкинга, предпринятый в данной статье, демонстрирует о его привлекательность с позиции экономической эффективности. И это в свою очередь может привести к пониманию возможности использования исламского банковского дела в экономике Кыргызской Республике вообще, так как это приведет к новому этапу развития финансовой системы страны, соответственно, значительным образом может повлиять на рост экономики в целом для нашего государства.
        
        
        Использованная литература:
        
        1. Коран / Пер. с араб. академика Крачковского И.Ю. - М., 1991.
        2. http://www.glossary.ru
        3. International Accounting Standards 2001. International Accounting Standards Committee. London. - Репринтное издание: Международные стандарты финансовой отчетности МСФО, 2001. Стандарт N17. - Бишкек, 2001.
        4. Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики, 3/2006.
        5. Д-р Хассаан Х.Х. Исламские инвестиции и методы финансирования. - Вып. 2. - Мэриленд (США): АЮМА, Колледж Парк.
        6. Shari ‘a Standards. Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI). Shari ’a Standard No.9. - Bahrain. Manama, 2004.
        7. М. Умер Чапра, Тарикуллах Хан. Регулирование и надзор деятельности исламских банков. - Джидда. Саудовская Аравия: ИИИО, 1421Х (2000).
        8. Islamic Finance Directory. General Council for Islamic Banks and Financial Institution (CIBAFI). Bahrain Monetary Agency. - Manama - Kingdom of Bahrain, 2004.
        9. The Annual Report on the operations and activities of the Islamic Development Bank in 1426H (2005-2006). Islamic Development Bank. - Jeddah. - Kingdom of Saudi Arabia, 2006.


    Источник: Материал информационно-аналитического сайта Takafol.ru - http://www.takafol.ru/arts.php?art=48
    Категория: Статьи о рассрочке | Добавил: tataJ (15.10.2011)
    Просмотров: 2891 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск на сайте
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:


    Все права защищены. Все в рассрочку.ру © 2024 Яндекс.Метрика